Как помочь ребенку адаптироваться к школе?
Как помочь ребенку адаптироваться к школе
Первый школьный день с букетами цветов и радостным настроением взрослых для каждого первоклассника – большой и незабываемый праздник. Но потом начинаются школьные будни, коренным образом меняющие привычный уклад жизни.
Малыш обретает новый статус ученика, накладывающей на него массу обязанностей и ограничений. В его жизни появляются совершенно новые виды деятельности, к которым раньше он обращался от случая к случаю – учился читать, писать или считать. Теперь учиться - основная и постоянная работа ребенка. Придется привыкнуть и к новым нагрузкам. А попробуй высидеть за партой сорок минут, если еще вчера мог в любой момент заняться игрой или любимым делом. И наконец, режим, который школьнику необходимо неукоснительно соблюдать – если переменка положена строго между занятиями, то попробуй ее дождаться, а домой можно уйти только тогда, когда закончатся все уроки. Для нас, взрослых, это кажется несложным, а от вчерашних дошколят, до этой поры не знавших никаких забот, требует больших усилий.
Адаптация к школе у детей занимает разное время. Большинство первоклассников привыкает к новым условиям за один-два месяца. Они спокойно переносят повышенные нагрузки, быстро находят друзей, легко и с интересом выполняют задания учителей и не расстраиваются из-за мелких неудач. Но есть дети, у которых привыкание к школе вызывает большие сложности. По статистики медцентра «Панорама Мед», таких учеников в начальной школе около 30%.
На адаптацию влияют сразу несколько факторов:
- Готовность ребенка к школе не в смысле умения читать и писать, а переносить ежедневные учебные нагрузки
- Возраст начала обучения, когда ребенок психологически готов выдерживать школьные нагрузки и режим занятий
- Соответствие режима и условия учебных занятий санитарным нормам
- Состояние здоровье малыша
Наиболее сложно адаптироваться к новым условиям детям с различными хроническими заболеваниями, в том числе неврологическими нарушениями. Они по-своему реагируют на новые требования и своим поведением ярко выделяются среди сверстников.
Этим детям трудно высидеть целый урок за партой. Они могут не слушать учителей и заниматься своими делами. На переменках с трудом сходятся с одноклассниками, испытывая трудности в общении. А в ответ на замечания взрослых обижаются и плачут. За таким поведением могут стоять и более глубокие проблемы, которые связаны с нарушениями в неврологической сфере.
К типичным проявлениям дезадаптации у детей относятся:
- Неврозоподобные расстройства (нарушения сна; нарушение аппетита; неадекватные реакции; жалобы на усталость, головную боль, тошноту; страхи и навязчивые движения (подергивания век, мышц, лица, шеи, покашливание, обкусывание ногтей и др.); нарушение темпа речи (запинки)
- Неврозы и невротические расстройства (энурез, заикание, неврозы навязчивых состояний)
- Астенические состояния (снижение массы тела, снижение зрения, бледность, синяки под глазами, неустойчивая, низкая работоспособность, повышенная утомляемость и др.)
- Снижение сопротивляемости организма (частые простуды)
- Снижение учебной мотивации
- Снижение самооценки, повышенная тревожность, эмоциональное напряжение
Если вы найдете у своего ребенка подобные симптомы, не затягивайте с обращением к детским специалистам – педиатру, неврологу, офтальмологу, которые помогут вашему ребенку стать здоровым и успешным.
Помните, что адаптация ребенка к школе в большой степени зависит от его отдыха и создания комфортных условий дома.
Десять советов родителям
- Совет первый –– Соблюдайте режим занятий и отдыха первоклассника.
- Совет второй –– Не перегружайте ребенка дополнительными занятиями, если видите, что ему трудно.
- Совет третий –– Внимательно следите за состоянием ребенка. При ухудшении состояния найдите причины и исключите их.
- Совет четвертый –– Обращайте внимание на все жалобы ребенка – дети никогда не жалуются без причины.
- Совет пятый –– Обсуждайте с учителем проблемы обучения, которые возникают в школе в процессе адаптации, и совместно ищите пути решения этих проблем и варианты помощи ребенку.
- Совет шестой –– Никогда не подчеркивайте неудачи и проблемы ребенка, не фиксируйте на них внимания.
- Совет седьмой –– Следите за состоянием и настроением ребенка в течение всего года.
- Совет восьмой –– При ухудшении состояния ребенка подберите щадящий режим занятий.
- Совет девятый –– Снижения у ребенка мотивации к учебе и нежелание идти в школу – признаки нарушения адаптации, имеющие комплексные причины. Старайтесь их обнаружить и исключить.
- Совет десятый –– Если адаптация ребенка нарушена из-за проблем со здоровьем, не откладывайте визит к врачу.
Желаем вашим детям крепкого здоровья и успехов в учебе.
Рекомендации разработаны главным неврологом медицинского центра «Панорама Мед» Шариной Ингой Егоровной.