charta-verification-string

Веб-сайт использует cookies с целью улучшения функциональности, для удобства и сбора статистических данных. Если вы согласны с использованием cookies, пожалуйста, выберите «Да, я согласен». Наша политика о защите персональных данных

Да, я согласен
МЦ Панорама Мед

Как помочь ребенку адаптироваться к школе?

Как помочь ребенку адаптироваться к школе

Первый школьный день с букетами цветов и радостным настроением взрослых для каждого первоклассника – большой и незабываемый праздник. Но потом начинаются школьные будни, коренным образом меняющие привычный уклад жизни. 

Малыш обретает новый статус ученика, накладывающей на него массу обязанностей и ограничений. В его жизни появляются совершенно новые виды деятельности, к которым раньше он обращался от случая к случаю – учился читать, писать или считать. Теперь учиться - основная и постоянная работа ребенка. Придется привыкнуть и к новым нагрузкам. А попробуй высидеть за партой сорок минут, если еще вчера мог в любой момент заняться игрой или любимым делом. И наконец, режим, который школьнику необходимо неукоснительно соблюдать – если переменка положена строго между занятиями, то попробуй ее дождаться, а домой можно уйти только тогда, когда закончатся все уроки. Для нас, взрослых, это кажется несложным, а от вчерашних дошколят, до этой поры не знавших никаких забот, требует больших усилий.  

Адаптация к школе у детей занимает разное время. Большинство первоклассников привыкает к новым условиям за один-два месяца. Они спокойно переносят повышенные нагрузки, быстро находят друзей, легко и с интересом выполняют задания учителей и не расстраиваются из-за мелких неудач. Но есть дети, у которых привыкание к школе вызывает большие сложности. По статистики медцентра «Панорама Мед», таких учеников в начальной школе около 30%.  

На адаптацию влияют сразу несколько факторов:

  • Готовность ребенка к школе не в смысле умения читать и писать, а переносить ежедневные учебные нагрузки
  • Возраст начала обучения, когда ребенок психологически готов выдерживать школьные нагрузки и режим занятий
  • Соответствие режима и условия учебных занятий санитарным нормам
  • Состояние здоровье малыша

Наиболее сложно адаптироваться к новым условиям детям с различными хроническими заболеваниями, в том числе неврологическими нарушениями. Они по-своему реагируют на новые требования и своим поведением ярко выделяются среди сверстников. 

Этим детям трудно высидеть целый урок за партой. Они могут не слушать учителей и заниматься своими делами. На переменках с трудом сходятся с одноклассниками, испытывая трудности в общении. А в ответ на замечания взрослых обижаются и плачут. За таким поведением могут стоять и более глубокие проблемы, которые связаны с нарушениями в неврологической сфере. 

К типичным проявлениям дезадаптации у детей относятся:

  • Неврозоподобные расстройства (нарушения сна; нарушение аппетита; неадекватные реакции;  жалобы на усталость, головную боль, тошноту; страхи и навязчивые движения (подергивания век, мышц, лица, шеи, покашливание, обкусывание ногтей и др.); нарушение темпа речи (запинки)
  • Неврозы и невротические расстройства (энурез, заикание, неврозы навязчивых состояний)
  • Астенические состояния (снижение массы тела, снижение зрения, бледность, синяки под глазами, неустойчивая, низкая работоспособность, повышенная утомляемость и др.)
  • Снижение сопротивляемости организма (частые простуды)
  • Снижение учебной мотивации
  • Снижение самооценки, повышенная тревожность, эмоциональное напряжение

Если вы найдете у своего ребенка подобные симптомы, не затягивайте с обращением к детским специалистам – педиатру, неврологу, офтальмологу, которые помогут вашему ребенку стать здоровым и успешным. 

Помните, что адаптация ребенка к школе в большой степени зависит от его отдыха и создания комфортных условий дома. 

Десять советов родителям

  • Совет первый –– Соблюдайте режим занятий и отдыха первоклассника.
  • Совет второй –– Не перегружайте ребенка дополнительными занятиями, если видите, что ему трудно.
  • Совет третий –– Внимательно следите за состоянием ребенка. При ухудшении состояния найдите причины и исключите их. 
  • Совет четвертый –– Обращайте внимание на все жалобы ребенка – дети никогда не жалуются без причины.
  • Совет пятый –– Обсуждайте с учителем проблемы обучения, которые возникают в школе в процессе адаптации, и совместно ищите пути решения этих проблем и варианты помощи ребенку.
  • Совет шестой –– Никогда не подчеркивайте неудачи и проблемы ребенка, не фиксируйте на них внимания.
  • Совет седьмой –– Следите за состоянием и настроением ребенка в течение всего года.
  • Совет восьмой –– При ухудшении состояния ребенка подберите щадящий режим занятий.
  • Совет девятый –– Снижения у ребенка мотивации к учебе и нежелание идти в школу – признаки нарушения адаптации, имеющие комплексные причины. Старайтесь их обнаружить и исключить.
  • Совет десятый –– Если адаптация ребенка нарушена из-за проблем со здоровьем, не откладывайте визит к врачу.

Желаем вашим детям крепкого здоровья и успехов в учебе. 

Рекомендации разработаны главным неврологом медицинского центра «Панорама Мед» Шариной Ингой Егоровной.