charta-verification-string

Веб-сайт использует cookies с целью улучшения функциональности, для удобства и сбора статистических данных. Если вы согласны с использованием cookies, пожалуйста, выберите «Да, я согласен». Наша политика о защите персональных данных

Да, я согласен
МЦ Панорама Мед

Ответы детского невролога на вопросы родителей

Детский невролог – главный доктор детей первых лет жизни. Он не только следит за здоровьем малышей, но и помогает родителям правильно их развивать. Ведь от вашего общения с ребенком зависит его психическое развитие, речь и другие навыки и умения. Вот почему это не только врач, но и психолог в одном лице. И сегодня детский невролог медцентра Панорама Мед Инга Шарина дает ответы на самые важные вопросы родителей о воспитании здорового малыша.

Почему дети перестали говорить

В кабинете детского невролога сидит мама с трехлетним малышом. «Андрюша до сих пор не говорит», - жалуется женщина. «А вы с ним говорите?» – спрашивает доктор. И мама растерянно пожимает плечами, отбирая у мальчика мобильный телефон, который тот вытащил из кармана и теперь от скуки тычет в него пальчиками.

Задержка речевого развития – очень серьезная проблема, и она возникла как раз в последние годы, когда гаджеты стали доступны, а родители охотно предоставляют малышам это развлечение.

Проблема стала настолько острой, что ей посвящают заседания на крупнейших медицинских конгрессах. Оставаясь наедине с компьютером и другой электронной «игрушкой», и лишенный человеческого общения, ребенок все равно заговорит, но у него может пострадать качество речи. И этого родители не понимают. Ведь взаимное общение необходимо для тог, чтобы малыши могли повторять за взрослыми слова и интонацию речи. Пока они слишком маленькие, чтобы понимать смысл слов, но им необходимо слышать и запоминать их звучание, чтобы потом воспроизвести его самостоятельно.

На улице часто можно увидеть, когда мама ведет малыша за руку и без конца разговаривает по телефону. Ребенок смотрит по сторонам, удивляется чему-то и хочет спросить. Тут бы и поговорить с малышом, рассказать про деревья, цветы и облака, но женщина не отрывает от уха мобильника и даже одергивает малтчишку, чтобы не мешал ей общаться с подругами. А дома еще больше дел – надо постирать, приготовить – играй сам! Проще дать ребенку в руки планшет, чем спеть ему песенку, рассказать сказку, почитать книжку.

Это большая ошибка. Говорить надо даже с младенцем, особенно хорошо разговаривать перед сном. Рассказывайте малышу что-нибудь, пойте детские песенки-потешки, все это способствует формированию речи. Но только не читайте народных сказок, где кто-то кого-то ест или зажаривает в печи, - предостерегает доктор. 

Книжки нужно выбирать правильно с хорошими иллюстрациями, которые отражают события, происходящие с героем книжки. Только тогда малыш сможет понять картинку. К сожалению, современные авторы детской литературы совсем не учитывают особенностей детской психологии. А возьмите старые сказки Сутеева! На одной картинке, к примеру, изображен утенок, плавающий в воде, на другой - цыпленок, и малыш видит различие и запоминает.

Телевизор и мультики вместо мамы

Еще одна ошибка родителей – постоянно работающий телевизор там, где находится малыш. Постоянно говорящий и издающий громкие звуки ящик сильнейшим образом влияет на развитие ребенка. Он начинает воспринимать речь как посторонний шум и привыкает к нему, а потом не «слышит» взрослых, которые говорят с ним. Эти слова и фразы он даже не пытается осмыслить, привыкнув воспринимать их как нечто привычное и неважное. Да и сам начинается общаться не словами, а жестами.   

Когда родители спохватываются, то приводят малыша к неврологу и спрашивают: «Что делать?» Я часто советую приобрести и играть с детьми в настольные игры. Когда ребенок находит картинку и озвучивает ее, для него это отличная речевая тренировка. Очень полезно играть в домино, слушать и воспроизводить музыку на разных инструментах, потому что центры восприятия речи и музыки находятся рядом и стимулируют друг друга.

Баю-баюшки баю: ритуалы перед сном

Детей уже не убаюкивают колыбельными песнями. Эта старая и добрая традиция оказалась потеряна. Современные мамы даже не знают слов этих нежных и ласковых песен. Но, пусть позабыты слова бабушкиных колыбельных, можно петь военные, современные, какие угодно песни, но петь детям на ночь необходимо.

Еще лучше, если колыбельную ребенку будет петь папа. Низкий мужской голос имеет легкую вибрацию, успокаивающе действующую на малышей. К тому же, в отличие от мам, папы не паникуют, когда ребенок заплачет, а спокойно выполняют свою задачу – поют. Поэтому и малыш быстро успокаивается и засыпает.

Мама самая красивая

Мамы любят наряжаться, выходя «в свет» – например, в детскую поликлинику, а дома часто позволяют себе ходить в блеклых халатах без макияжа. Это неправильно, - объясняет детский невролог.

Развиваясь, малыш следит за артикуляцией мамы, а ее движениями. И яркие цвета ему просто необходимы, чтобы зафиксировать свой взгляд. Порой дети не узнают своих красивых мам, ведь они привыкли видеть перед собой совсем другой образ женщины. Малышу после шести месяцев надо видеть яркие тона и цветную одежду на маме. «Красивая» мама сразу вызывает у него чувство радости и, как следствие, стимулирует развитие. 

Свободное вскармливание может привести к проблемам в школе

Нужно осторожно относиться к рекомендациям кормить грудничка по требованию, а не по часам, - предупреждает доктор. – Свободное вскармливание может иметь и обратную сторону медали. Ведь плачем младенец выражает не только голод, но и другие свои проблемы. Ему может быть неудобно, некомфортно, у него может быть плохое настроение. А еда, как известно, успокаивает. А мама, как только у слышит плач ребенка, тут же дает ему грудь? Малыш, даже если не голоден, почмокает и успокоится. Но это не значит, что он наелся. Так в мозгу у ребенка появляется привычка получать вкусное, когда что-то не нравится. И сохраняется до того времени, когда малыш пойдет в школу, где нужна уже другая мотивация. Но сформировать ее теперь очень трудно – если у школьника почему-то не получается вывеси на бумаге красивую букву, он конечно, очень расстроится, но вместо новых попыток написать еще и еще раз, будет ждать сладкого, чтобы утешиться.

Когда давать соску, а когда - прятать

Первое, что пытается сделать ребенок, появившийся на свет – найти мамину грудь. Сосать – главная задача младенца, а соска грудничку так же необходима, как и мама.

Здоровых детей первых месяцев жизни, которые отказываются от соски, просто не бывает, - объясняет Инга Шарина. Когда мне говорят, что ребенок не берет соску, я не верю. Значит, мама неправильно подобрала и не нашла удобную для малыша. Иногда для этого надо перебрать два и даже три десятка самых разных сосок. Но ваши старания не пройдут впустую, ведь сосательный рефлекс – самый главный в жизни младенца. Его ни в коем случае нельзя подавлять, а надо поддерживать изо всех сил.

Бывает и противоположное. Малыш не вынимает соску изо рта до двух лет, что тоже неправильно. В этом возрасте сосательный рефлекс уже тормозит все остальные функции: речевую, мотивационную и даже формирование навыков самообслуживания. Если ребенок долгое время не отказывается от соски, есть два варианта. Или он в младенчестве не реализовал свой сосательный рефлекс или у него появились невротические проблемы, и ребенок сам себя успокаивает. Забирать соску насильно нельзя, иначе малыш заменит ее пальцем и сформируется уже другая проблема. Но выяснить причину нужно обязательно. Для начала понаблюдать за ребенком, в какие моменты он тянется к соске – перед сном, днем или вечером? Отучать от соски необходимо в возрасте одного года, когда у ребенка появляются другие интересы.

Можно ли помочь малышу, у которого появились навязчивые движения?

Тики – очень распространенная проблема у детей. Причинами могут быть как органические поражения, так и особое формирование нервной системы, которая провоцирует повышенную двигательную активность. В последнем случае тики легко лечатся без медицинских препаратов. Но чаще всего для этого нужно работать, прежде всего, с родителями, которых раздражает, что ребенок подергивает носиком или мигает глазками, и они постоянно требуют от него: «Не шмыгай!», «Не дергай!». При этом сами ребята не испытывают никаких неудобств и не обращают внимания на свои движения. Создав такому малышу спокойную обстановку в семье, в половине случаев можно помочь малышу избавиться от навязчивых движений. Усилия врача при этом нацелены на укрепление нервной системы ребенка. Снизить тревожность малыша помогают травяные препараты, гомеопатия, успокаивающие ванны, физиотерапия, занятия с психологом.

Почему головная боль стала не только «взрослой», но и «детской» проблемой?

Головным болями страдают очень многие дети разного возраста, ко мне приходят и приводят пациентов с семи до 18 лет. А причина чаще всего банальная – малоподвижность и «зависание» в гаджетах. Я часто наблюдаю такую картину в коридорах поликлиники – сидит мама с карапузом и оба, согнув шеи, уставились в телефоны. В таком положении сосудам головного мозга трудно функционировать, и к вечеру у ребенка начинает болеть голова. А если это наслаивается на последствия родовых нарушений, состояние малыша усугубляется. Беда в том, что ребенок долго терпит головную боль, прежде чем мама приведет его к врачу, и мне бывает досадно видеть, как долго страдает мой маленький пациент, хотя проблему можно быстро решить.

Что делать, если мамы боятся, что доктор «посадит» ребенка на таблетки?

Чаще всего для лечения таких пациентов мы назначаем лечебную физкультуру, физиотерапию, массаж, плавание, здоровый режим дня, хотя иногда дети нуждаются и в медикаментозной терапии. Мы всегда учитываем возраст ребенка и наличие противопоказаний. Ничего сложного в таком лечении нет, но оно дает очень хорошие результаты. И многие мамы, приходя к врачу, это понимают.

Насколько пугает родителей тот факт, когда ребенку три года, а он еще не говорит?

Это еще одна проблема, которую родители недопонимают, считая, что когда-нибудь малыш все равно заговорит. Бывают разные причины задержки речи – темповые и собственно речевые. При темповой задержке у ребенка нет органических поражений, он накапливает словарный запас, чтобы потом выдать свой «репертуар» по полной программе. И к трем годам действительно начинает много и связно говорить. В этом случае малыш с раннего возраста понимает речь родителей и старается, пусть на своем языке, но объяснить маме, чего он хочет.

Но может быть и другая ситуация, к которой родители должны быть особенно внимательны. Если малыш не сопровождает свои игры никакими звуками - молча собирает кубики, не пытается ответить на обращенный к нему вопрос, кричит и плачет не в силах сообщить то, что хочет – это уже настораживающий фактор и серьезный повод для обращения к неврологу. Такие симптомы говорят о «речевой патологии». В любом случае, в два года надо показать малыша детскому неврологу, который оценит его развитие.

Информацию проверил врач-эксперт

Инга Шарина

Детский невролог

Понравилась статья? Оставьте оценку

4.90
/
3
оценок